На главную

Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Участники экспедиции:

Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Евгения Шелухо
Роман Козлов
Андрей Яночкин
Светлана Васильева
Роман Куровцев
Анастасия Хомутова
Александр Лейкин

О районе

Географическое положение Мглинского района своеобразно: к северу — граница с Беларусью, Смоленской областью, западнее находится Украина. Первое упоминание в летописи о городе Мглин (от слова «мгла») относится к 1387 году, который и считается датой его основания. С 1387 по 1502 годы он был литовским, а с 1618 по 1652 годы — польским городом. Русским уездным центром Мглин становится в 1781 году.

Некоторые из названных национальных влияний отразились в говоре, в народных костюмах (близких к украинским), в напевах. Но, все-таки, большей частью, песенный репертуар Мглинского района связан с древнейшей западно-русской традицией. Поэтому здесь сохранилось много календарных песен, связанных не только с праздниками, но и с трудовой деятельностью (покос, жатва). В местных песнях распространен характерный прием гукания — глиссандо голосами (чаще всего восходящее) в окончаниях песенных строк или куплетов. Подчеркивая эту характерную особенность, некоторые песни здесь называют «гуканными» или «гукальными».

Традиционные жанры исполняют и достаточно пожилые люди — хранители старины, и люди среднего поколения, много перенявшие у старших, и молодые певицы Мглинской агитбригады.

Традиция


Анастасия Макаровна Литвинова из села Луговец

Песни календарного цикла открываются щедровками (щедровка — разновидность святочной поздравительной песни, характерная для западно-русской традиции и Украины), исполнявшимися вечером перед старым Новым годом (с 13 на 14 января), во время хождения щедрующих по избам. За пение по обычаю давали угощения или деньги. Если же ходили с «козой» (ее роль исполнял человек с вымазанным грязью лицом и «рогами» из картона), то пели специальную песню «Го-го-го, коза», произносили также шутливые стишки (например, «Мы козу привели»).

На Масленицу звучали коротенькие песенки, иногда с шутливыми «обзываниями»:

Масленица-полизуха,
Полизала весь сыр - аж сухо.

Масленица - белый сыр,
А кто не женился - сукин сын!

Более протяжённые масленичные песни исполнялись во время хороводных гуляний.

Весенний цикл песен начинается веснянками, которые обычно исполнялись на Сороки (22 марта) — в день весеннего равноденствия. Особые обряды происходили в Мглинском районе на Радоницу — 9 день (вторник) после Пасхи. Утром ходили на клади́ще (кладбище), поминали усопших. Возвращаясь с кладбища, водили веселые хороводы с особыми песнями (например, «Ой, мамочка, галава болит»). Тем самым как бы веселили покойников, ведь слово «радоница» (по одной из версий) означает «радость».


Участницы ансамбля из села Высокое демонстрируют традиционные костюмы

В Мглинском районе широко представлена традиция хороводных песен, которые не были приурочены к конкретным праздникам, а пелись весной вообще (но после Пасхи). Не случайно во время этих хороводов парни выбирали себе невест. Например, в селе Молодьково нам рассказали о хороводной игре «Царь и царевна», в которой «царь» (любой парень) выбирал себе «царевну» (девушку из хоровода). «Царевна» вставала внутрь хороводного круга и пела «царю», что у нее все болит: «и ножки, и ручки». После жалоб «царевны» «царь» брал ее на руки и выносил из круга. Такие веселые игры предваряли весенние свадьбы.

Традиционный свадебный обряд начинался с зарученья (сватовства). Накануне свадебного дня невеста собирала подруг на девичник (или вичаруху). Сама свадьба игралась два дня. В первый день жених с друзьями на лошадях отправлялся за невестой. Задорные песни в свадебном поезде звучали на всю округу. Многие свадебные песни поются на один и тот же мотив — формулу. Когда же входили в хату, родственники молодых начинали шутливо дразнить друг друга, например:

А наш маладый буря бурею, а ваша маладая дура дураю.

Затем шли венчаться, а потом начинался пир, продолжавшийся и на второй день.

Среди множества лирических песен встречаются как приуроченные к трудовым процессам (покосные, жнивные) или к определенному времени года (летние, осенние), так и исполнявшиеся всегда. Поэтический язык таких песен близок к свадебным образам.

Гармонист Иван Иванович Колбаса


Иван Иванович Колбаса

В деревне Филоновка живёт замечательный гармонист Иван Иванович Колбаса. В юности он учился играть на гармони профессионально, был лауреатом разных конкурсов.

Иван Иванович с детства страдал слабым зрением. В 1976 году ему была сделана неудачная операция, и гармонист ослеп окончательно. В школе для слепых по специальным сборникам его научили читать ноты с помощью рук.

Репертуар Ивана Ивановича Колбасы обширен, включает в себя как композиторские сочинения (в том
числе разученные «слепым» методом), так и плясовые, песенные наигрыши («Семеновну», «Барыню», «Польку», «Краковяк», «Гопак»). К этим традиционным жанрам музыкант подходит творчески, немного импровизируя. После исполнения Иваном Ивановичем вариаций на тему украинской народной песни «Ехал казак за Дунай» мы спросили его, как он сочиняет вариации:

— А скажите, вы вот вариации сами сочиняете? Импровизируете?
— Это просто у меня как воображение! Што мне подсказывает мысль, то я и делаю. А штобы, это самое, сочинять, готовить - это нет.
— На ходу делаете?
— Да, на ходу. Просто мне захотелось такой пассажик сделать — я и сделаю его. А я же могу и сделать, а после не повторить. Если мне скажут повторить: «Как ты сыграл сейчас?», - я и не повторю. Потому што она [музыка] идёт, идёт своим чередом.

Василий Максимович Лосев


Василий Максимович Лосев

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Максимович Лосев из села Шуморово сделал бубен из половины пионерского барабана, к которой прикрепил несколько колокольчиков и «брещёток» (металлических круглых пластинок).

Звук на этом своеобразном инструменте извлекается двумя способами: ударом палкой по натянутой коже и ударом самого бубна по ноге. Ритм наигрышей, как правило, импровизируется. Виртуозность владения своим инструментом у исполнителя замечательная. Бубен используется и для сольных наигрышей, и как сопровождение к «припевкам». Василий Максимович не поёт, а произносит слова ритмической скороговоркой, с интонациями повышения и понижения голоса. Такую манеру студенты (при прослушивании на лекции) неизменно определяют как «деревенский рэп».

Итоги


Ночное возвращение с сеанса

Экспедиция в Мглинский район была весьма удачной. Фольклористы работали с огромным энтузиазмом, часто не высыпаясь. Такая интенсивная работа принесла свои результаты: за 8 рабочих дней было записано 613 песен и 61 инструментальный наигрыш.

Материалы экспедиции в Мглинский район были использованы в сборнике «Покажите, люди, дорогу».

 

Авторы текста: К. Корзун, Е. Иванова
Редактор: К. Кузьмин

 

Звуковые фрагменты

1. Го-го-го, коза (щедровка)

Audio
    Исп. Мария Егоровна Асташенко (д. Быковка)
    Длительность: 0:18

 

2. Царь и царевна (хороводная игра)

Audio
    Исп. Анастасия Максимовна Ецык и Зинаида Павловна Евтягина (д. Молодьково)
    Длительность: 1:40

 

3. Ты, хмелю, хмеля (свадебная)

Audio
    Исп. Ксения Степановна Хомякова (д. Хомяковка)
    Длительность: 2:21

 

4. Из калотца вада льёца («припевки»под бубен)

Audio
    Исп. Василий Максимович Лосев (с. Шуморово)
    Длительность: 0:59

 

5. Салавей-саловья (лирическая)

Audio
    Исп. Ольга Григорьевна Дидина и Прасковья Гавриловна Мырикова (с. Великая Дуброва)
    Длительность: 3:28

 

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2019
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных