На главную

Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54


Участники экспедиции:

Константин Корзун (руководитель экспедиции)
Екатерина Иванова (преподаватель МГК)
Григорий Васильев

Алексей Билык
Дмитрий Казаков
Александра Лосева

 


Ансамбль села Овстуг

За 9 рабочих дней было записано более 195 песен (68 свадебных и 80 календарных, также лирические).

Жуковский район, расположенный на севере Брянской области, встретил нас обилием хороводных песен, исполнявшихся и на Масленицу, и на Духов день, и на гуляньях вообще.

Лирические песни приурочены либо к определённому времени года, либо к покосу. В духовской песне "Вясёлыя бяседушка" сочетается традиционный текст с добавлением, сочинённым, видимо, в период Великой Отечественной войны:

Ох, все вянки пасверхь плывуть,
А мой пытанул.
Ох, все мужья са службы йдуть,
А мой запрыпал.
Он сам не идёт, письма не шлёть,
Наверна, убит.

О костюме


Участница экспедиции в предвенчальном костюме

Жительницы Жуковского района бережно хранят старинные костюмы. Благодаря Черняковой Марии Андреевне из села Олсуфьево нам удалось подробно ознакомиться со всеми деталями свадебного наряда невесты.

Венчальный костюм состоял из следующих элементов: рубаха, завеска (завязка), понева (юбка в крупную клетку), платок.

Послевенчальный костюм надевают на молодую после венца. Его составляют: рубаха красного цвета, понева, фартук (завеска) красного
цвета, бусы, головной убор: повойник на вальке и «подзатыльник», по бокам которого располагаются так называемые «ушки».

Другие же костюмы отличаются различными вариантами вышивки на рукавах рубах и фартуках (завесках), деталями головного убора.

Свадебный обряд


Участница экспедиции в послевенчальном костюме

В день засваток со стороны жениха приходили: мать, отец, крёстная, крёстный, иногда, чтобы поддержать жениха, дружок (или подженишник, как его чаще всего называли). При входе говорили: "Ищем гусыню в вашем дворе", или "Лебёдушку ищет охотник" (или овечку, или ярочку).

Засватки в селе Косилово проходили так:

— Мы к вам пришли.
— Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Вы (и) нас не пустите на ныщь?
— А у вас же народу многа.. А што-ж вы тах-то?
— Да зыпаздали. Вот искали (и) падтёлычка. Нам указали, што у вас падтёлок прадажный есть! А вот деревню мы шли. Указали, што тут-то прадажный есть. Ну мы хыть а где кто сядющи, а где кто лежуче, а пустите нас!

Затем начинались девичьи вечерухи, где девушки шили приданое (около двух недель). В селе Олсуфьево на таких вечеринках мог присутствовать жених. В это время девушки, которые помогали невесте шить приданое, делали небольшую ёлку, которую потом ставили в каравай. В свадебный день эту ёлку (символизирующую невесту) несла крёстная мать жениха. Если же выходила замуж вдова, то ёлки не было.

С утра в свадебный день невесте расплетали косу. Например, в селе Овстуг это делала крёстная мать жениха. Когда невеста сидела за столом в ожидании жениха, мать благословляла её и плакала. Первым из свадебного поезда в хату входил дружка с кнутом и полотенцем, подвязанным наискось. Всем собравшимся (включая женихову родню) он пел специальную песню «Ой, пейте, гуляйтя».


Анна Михайловна Жуканова (с. Овстуг)

Затем мать невесты благословляла молодых, сидевших за столом: обходила с иконой вокруг них три раза, потом они садились на вывороченную наизнанку шубу и целовали икону. После благословения жених увозил невесту к венцу, иногда под игру на гармошке (в деревне Гришина Слобода).

После венца невесту везли в дом жениха. В селе Овстуг при подъезде к дому начиналась шутливая перебранка родственников. Затем все садились за стол и начинался пир. Вечером молодых клали спать в клеть — небольшую пристройку к избе.

Отводы — второй день свадьбы. В селе Овстуг молодых будили ударом кнута по двери, а также били тарелки и горшки, чтобы невеста подметала осколки. В деревне Гришина Слобода молодым приносили курицу с красным бантом. Красный цвет в свадебном обряде — цвет любви и целомудрия.

Невесту с утра отправляли за водой и по дороге учиняли ей всякие препятствия, чтобы она разлила воду — таким образом её проверяли на ловкость. Если невеста оказывалась «неверной», до колодца её гнали кнутом. Невесту могли заставить мести и мыть полы, искать мелочь на полу — проверяли её зрение. В этот же день устраивали поиски «гусыни» (невесты), которую прятали в доме жениха, и родичи невесты её искали. Во главе этих поисков могла быть крёстная мать.

Наконец, молодые отправлялись в гости к матери невесты (например, в деревне Гороховка шествие сопровождалось игрой на бубне) — это и называлось, собственно, отводами, или караваем, потому что его-то — каравай — мать невесты и пекла в этот день.

Звуковые фрагменты

1. Давно я, давно я у батюшки была (духовская)

Audio
    Исп. Александра Ивановна Борисова (д. Сако́во)
    Длительность: 2:25

2. Э-ой, роща мыя (карагодная)

Audio
    Исп. Семенкова Н. К., Афонина Е. С., Амеличева А. С. (с. Ходиловичи)
    Длительность: 2:48

3. Вясёлыя бяседушка (духовская)

Audio
    Исп. Нина Киреевна Семенкова (с. Ходиловичи)
    Длительность: 3:16

4. Пирялётывыла пиряпёлушка (свадебная)

Audio
    Исп. Нина Киреевна Семенкова (с. Ходиловичи)
    Длительность: 0:52

Авторы текста: К. Корзун, Е. Иванова
Редактор: К. Кузьмин

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2019
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам ШКОЛЫ

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных